Всю жизнь я люблю театр. Каждый хороший спектакль оставляет след в душе, пробуждает мысли, чувства. Сама атмосфера зрительного зала завораживает: потрясающе, как множество совершенно разных людей одновременно замирают или взрываются дружным смехом.
По словам Льва Толстого, в таком единении заключается великая сила и значение настоящего искусства. Долгое время я думала, что любовь к театру мне “привила” моя замечательная подруга, уже покойная Валя Алексейчук, талантливейший от природы человек. Будучи студентками, мы, не без помощи родителей, ездили на зимние каникулы в Москву, где ловили лишний билетик в знаменитую “Таганку” с Владимиром Высоцким, в “Современник” и другие театры. Именно Валя впервые открыла для меня молодежный театр “Лучафэрул” в Кишиневе. Сколько радости мы получили в стенах этого небольшого здания, сколько счастливых минут пережили! Многие спектакли мы смотрели по несколько раз, обсуждая и сравнивая: сегодня Евгения Тодорашку была бесподобна в роли Агафьи Тихоновны (“Женитьба” Гоголя), а Карачобану был изумителен в роли Яичницы, и так далее.
Потом я вспомнила еще одного незабываемого человека, который прививал нам, школьницам, любовь к искусству. Это был наш любимый Кирилл Калистратович — Кириллушка, наш учитель словесности (позволю себе так его назвать). Ему тогда было 70 лет, но он оставался молод душой, подтянутым и аккуратным. Он учил нас замечать всё прекрасное. Ставил с нами спектакли, а на уроках литературы мы читали по ролям, он помогал нам осваивать мастерство перевоплощения. Как-то он вызвал меня к себе в кабинет и предложил выбрать одно из двух стихотворений, чтобы прочитать его на общешкольном празднике. Я сказала, что у меня не получится, ведь у меня тихий голос, и в зале меня никто не услышит. Но Кириллушка убедил меня в обратном, репетировал со мной, учил интонациям. Именно тогда я поняла, что можно говорить шепотом — и тебя услышат в любом уголке зала.
Но и это был не первый источник любви к театру. Я вспомнила, что еще в 6–7 классе, возвращаясь домой из школы, в определенные дни и часы я включала маленькую радиоточку, где шла передача “Театр у микрофона”, и проваливалась в другой мир. В основном это были спектакли Кишиневского Пушкинского драматического театра, пьесы молдавских, русских и украинских классиков. Игра актеров была настолько талантлива, что я забывала обо всем, пока шла передача. Их голоса я узнаю даже сейчас: незабываемый голос Петря Баракчи с чуть приглушенными окончаниями слов, лирический тенор Валерия Купчи, красивый баритон Владимира Кокоц.
На днях я нашла в интернете страницу Пушкинского молдавского театра 60-х годов и узнала, что народный артист Молдавской ССР Петря Баракчи скончался в январе 2014 года. Ему было 82 года. Тогда они, оказывается, были совсем молоды.
Самые красивые цветы к вашим подмосткам, вечные наши любимые актеры!
Мамин портрет нарисованный молдавским режиссёром Эмилем Лотяну на развороте «Пиковой дамы»